Прием заказов:
Технический отдел:
Ген. директор:

214019, г.Смоленск, Хлебозаводской переулок, 16
(находимся напротив жилого дома: Хлебозаводской переулок, д.9)

 

Ремонт стартеров и генераторов

Большинство операций по ремонту генераторов разных автомобилей и мотоциклов схожи по своим действиям и просты. Но когда отказывает генератор, то перед начинающими водителями любого транспортного средства возникает немало вопросов. Конечно же, определить от поломки какой детали пропала зарядка на машине, для новичков не так просто, но всё же возможно. В этой статье мы рассмотрим основные действия по профилактике и ремонту генератора, и несмотря на то, что разные модели могут иметь некоторые отличия, всё же принцип работ почти одинаковый.

Исправность генератора для начала следует проверить на автомобиле. Для этого потребуется мультиметр (тестер), который нужно выставить в режим вольтметра, то есть на замер постоянного напряжения в пределах от 0 до 15-20 вольт.

Далее подсоедините щупы вольтметра (тестера) к полюсным штырям аккумуляторной батареи (при этом полезно использовать зажимы типа «крокодил») и обратите внимание на напряжение аккумулятора и запомните его. Затем заведите двигатель, включите дальний свет фар и попросите помощника добавить газ, чтобы обороты двигателя немного поднялись до средних.

При этом посмотрите опять на показания вольтметра, который должен показывать напряжение в пределах 13,5 - 14,5 вольт (зависит от оборотов двигателя, чем они выше, тем больше напряжение). Если напряжение одинаковое как при неработающем моторе, так и при работающем, то для начала проверьте и подтяните ремень генератора. Если с приводом (ремнём) всё в порядке, то тогда отключите от 67-го вывода (или от 15, 61, Ш, если на вашем нет 67-го вывода) провод и соедините с ним щуп тестера, а второй щуп тестера подсоедините к минусу (массе) и включите зажигание.

При этом вольтметр должен показать бортовое напряжение. Если напряжения нет, то значит неисправна цепь питания обмотки возбуждения от аккумулятора. При этом нужно сперва проверить предохранитель, отвечающий за эту цепь, затем почистить от окиси и хорошо обжать все контактные соединения (клеммы), не забыв зачистить и обжать контакты регулятора напряжения.

Если же цепь питания генератора исправна, то тогда следует снять, разобрать и проверить обмотки генератора и его выпрямитель.

Последовательность поиска неисправностей и ремонта генератора

Для начала следует разобрать и тщательно промыть генератор от пыли и грязи бензином (лучше бензин «Галоша») с помощью кисточки. При осмотре деталей необходимо обратить внимание на следующее: 

Надёжность контакта соединения щётки с выводом. Это можно проверить, выставив тестер в режим омметра и подсоединив один щуп к щётке а второй к её выводу (клемме). При этом не должно быть повышенное сопротивление и естественно обрыв. При нарушении контакта место соединения щётки с выводом (проводом клеммы) дополнительно пропаивают. Проверить лёгкость перемещения щёток в пазах щёткодержателя. Заедание перемещения щёток в щёткодержателях бывает обычно из-за образования на щётках утолщений из слипшейся угольной пыли. В таком случае утолщения удаляем и дополнительно промываем бензином щётку и пазы щёткодержателя.

Проверить силу упругости пружин, и если пружины от перегрева потеряли свою упругость, то их следует заменить новыми, чтобы щётки стали плотнее прижиматься к контактным кольцам якоря. Упругость пружин можно проверить надавливая пальцем на щётки торчащие из щёткодержателя, но желательно сравнивая её с новыми пружинами.

Проверьте прилегание щёток к контактным кольцам, особенно прилегание новых щёток. Неплотно прилегающие щётки к контактным кольцам якоря (ротора) следует подогнать к кольцам путём притирки их на мелкой наждачной бумаге, обёрнутой вокруг контактного кольца.

Также полезно отмыть контактные кольца от угольной пыли и очистить их растворителем от чёрного налёта. Если на кольцах имеется выработка в виде ступеньки или риски, царапины, то от этого будут быстро изнашиваться щётки и будет много угольной пыли. Для устранения этих неисправностей следует зажать статор в центрах токарного станка и проточить контактные кольца, убрав неровности, а затем шлифануть и отполировать их до зеркального блеска наждачной бумагой, закончив самой мелкой 2000-ой наждачкой.  Проверьте, нет ли короткого замыкания обмоток якоря (статора) на его корпус (массу). Это можно сделать с помощью тестера выставленного в режим зуммера (или омметра) или с помощью батареи и лампочки, как на рисунке слева.  Осмотрите нет ли повреждений в виде потёртостей на статоре или роторе (якоре) и если они есть, то это может быть от люфта якоря от сильного износа подшипников и их следует заменить новыми (как заменить подшипники ссылка выше).

Проверьте целостность выводов обмотки якоря к контактным кольцам).  Также проверьте целостность выводов обмотки статора к диодному мосту.

Пайку отсоединившихся выводов делают с помощью канифоли, но не используйте паяльную кислоту (хлористый цинк). Паяльную кислоту во всех случаях ремонта электрооборудования применять нельзя, так как она вызывает быструю коррозию (окисление) проводов и разрушение их в процессе эксплуатации.